ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

  • Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.
  • Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
  • Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:

  • Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
  • Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом
  • Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

  • игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
  • индивидуальные развивающие занятия;
  • консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;
  • выставки (игровых пособий, литературы);
  • праздники, развлечения, открытые просмотры.

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

  • Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
  • Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
  • Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
  • Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей)  и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
  • Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
  • Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
  • Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации  методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
  • Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
  • Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации  продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
  • Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

  • метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
  • совершенствование мастерства педагогов;
  • поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
  • мониторинг развития каждого ребенка;
  • учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • формирование основ безопасной жизнедеятельности;
  • организация экологического образования дошкольников;
  • оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
  • создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
• материально-технические ресурсы;
• финансовые ресурсы;
• интеллектуальные ресурсы;
• социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие категории, а также количество предложений по совершенствованию
педагогического процесса на одного сотрудника);
• инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

  • проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
  • проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;
  • приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
  • поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.

 

Инновационная площадка по проекту Ростов-на-Дону — город, открытый для школ